Перевозка кроликов на транспорте.

Кролик выглядывает из чемодана

Телеп­орта­ция кро­ли­ка

Как довезти племенных кроликов здоровыми и невредимыми на любом виде транспорта?

Дорогой друг, давайте мысленно представим, сколько в данную минуту кроликов путешествует вместе со своими хозяевами. Одни едут на автомобилях, другие летят самолётами, третьи преодолевают расстояния не только в купе или плацкарте, а и товарных вагонах. Есть ещё и водные виды транспорта. А ещё они совершают поездки на более короткие расстояния, когда кролиководы задействуют двухколёсный транспорт, в том числе велосипеды, а так же гужевые повозки, ручные возки и тачки. Общее число животных, одновременно находящихся в пути, исчисляется десятками и сотнями тысяч. И не все, к сожалению, доезжают в здравии, часть вообще умирает. Далее разберёмся, почему?

Перевозка кроликов от места их покупки до своей фермы или в обратном направлении, в места продажи — дело очень ответственное. Это, как правило самые дальние и продолжительные маршруты. Помимо этого, часто мы возим наших ушастиков к ветеринарам, на плановые случки, выставки, просто берём с собой в поездку, чтобы не оставлять на попечение знакомым. И правильно поступают кролиководы, прилагающие все усилия, чтобы транспортировка животных происходила в наиболее комфортных условиях, не имела отрицательных последствий. Ведь груз-то не из дешёвых, к тому же, очень требователен к соблюдению гигиенических и санитарных норм. Да и вообще не гуманно мучить животных.

Духота, перегрев (или наоборот, переохлаждение) тела, сквозняки, сильный стресс, отсутствие нормального питания и водоснабжения, посторонние запахи, выхлопы двигателя, вибрация, громкий шум — вот далеко не полный перечень причин, по которым кролик может не доехать живым и здоровым. Даже небольшая выбоина на дороге создаёт предпосылки внутричерепной гематомы, перелома конечностей, ещё хуже — позвоночника. Ведь косточки у кроликов не ахти какие прочные. Не стоит забывать и о стрессе, и о сильном испуге. От них происходят многие неприятности. Давайте подробно разберём особенности перевозки пушистой братии в различных жизненных ситуациях и, главное, заострим внимание на безопасности животных, минимизации воздействия вредных факторов с тем, чтобы не пришлось их потом лечить, растягивать на длительное время курс реабилитации и тем более хоронить.

ЕСЛИ У ВАС декоративный кролик, а вы собрались в поездку, вначале подумайте, обязательно ли брать его с собой? На пару де­нь­ков ушастого можно оставить дома и одного, залив под завязку воды в поилку, насыпав полную миску или бункерную кормушку корма и заложив побольше сена.

Наверняка найдутся родственники или хорошие друзья, которым и на более длительный срок можно доверить уход и присмотр, тогда воспользуйтесь этим. Купите все, что нужно с запасом, оставьте деньги на ветеринара (на всякий пожарный случай), тщательно проинструктируйте, оставьте письменную инструкцию и свои контактные данные. Поверьте мне и моему опыту, что так будет гораздо проще, чем путешествовать вместе с кроликом.

Далее хочу остановиться на ситуации, когда фермер приобретает небольшую партию или всего пару-тройку голов племенных животных на удалённой ферме или плем.заводе. Нельзя не упомянуть и декоративных кроликов, ведь на них построена целая индустрия и число их приверженцев постоянно растёт. А вот перемещение крупных партий, когда задействуют целые железнодорожные вагоны, не носит массового размаха, особенно в наше время. Даже крупные западноевропейские питомники, снабжающие новыми гибридами весь континент, включая и наши регионы, давно перешли на автомобильный транспорт, точнее фургоны, оборудованные системой поддержания оптимального микроклимата, дополнительной защитой от тряски, имеющие необходимый запас воды и кормов на всю поездку, медикаментов про запас.

Общие требования для перевозки кроликов.

Думаю, что не открою Америку, если ска­жу, что пре­жде, чем пе­ре­возить жи­во­тных, нужно удо­сто­ве­риться в их зд­равии. Речь даже не о спра­вках. На­пример, пе­ре­возить на телеге можно и без них. Тут гла­вное — не на­вре­дить. Ис­клю­чение со­ста­вляют слу­чаи по­ез­док к вра­чу, когда его не­льзя вы­звать. Кроме этого, кра­йне опа­сно под­вергать ис­пы­таниям совсем кро­ше­чных зве­рьков, не до­сти­гших ме­сяч­ного во­зраста, бе­ре­мен­ных самок в пе­рвой по­ловине срока, любых кро­ли­ков в пе­риод раз­гула эпи­де­мии. Не за­бы­вайте, что у ваших потенциальных по­пут­чи­ков так же есть за­кон­ные права на ком­фор­тную по­ездку. В об­ще­ст­вен­ном тра­нс­порте кро­лики не до­лжны им со­зда­вать дис­ком­форт, создавая повышенный шум, источая неприятные запахи. Обязательно вымойте своего питомца или хотя бы очистите его от возможной грязи. В поездке по возможности успокаивайте его, гладьте, разговаривайте с ним, чтобы избежать стресса. Перед поездкой можно дать немного успокоительного. Однако при авиаперелётах лучше обойтись без химии, если нет острой необходимости. Некоторые транквилизаторы могут сильно понизить артериальное давление, что в сочетании с перепадами давления воздуха в салоне погубит кролика.

ПЕРЕД ПУТЕШЕСТВИЕМ проверьте сроки действия иммунитета от вгбк, миксоматоза. При необходимости, заранее вакцинируйте. За неделю профилактируйте от ушного клеща, накожных паразитов, а так же гельминтов. Непосредственно перед отправкой, обязательно проведите чистку или помывку кролика. Специальной расчёской пройдитесь и уберите выпавшие от линьки волоски, укоротите когти.  Не давайте новых кормов, не выпускайте на прогулки вне клеток.

Перед оформлением билетов на самолёт, поезд дальнего следования с вас потребуют ветеринарное свидетельство. Для того, чтобы его получить, нужно заблаговременно, но не ранее, чем за месяц, сделать вакцинацию, о которой выше упомянул, пройти карантин. Ряд компаний из дальнего зарубежья требуют подтверждение отсутствия бешенства, проведённой дегельминтации, чипирования. Могут быть и другие отличия и дополнения, вплоть до полного запрета не перевозку животных. В общем, если выезжаете за пределы СНГ, нужно дополнительно всё уточнять у конкретного перевозчика.

Приобретите контейнер для перевозки. В любом случае временное жилище должно быть в меру просторным, чтобы кролик мог свободно стоять, сидеть, развернуться, иметь достаточную вентиляцию, прочную ручку для переноски, непроницаемый для жидкостей пол. Ни в коем случае не используйте пакеты, сумки, мешки, закрытые ящики и коробки. Если собираетесь передвигаться по грунтовым дорогам, каменкам или другим видам дорог, имеющим выбоины, мелкие волнистости, стыки плит, обязательно позаботьтесь о достаточной амортизации. Даже подложенное под днище мягкое одеяло существенно снизит тряску и «выколачивание мозгов».

Крайне важен температурный режим, особенно опасны перегрев, и сквозняк. Чаще проверяйте наощупь уши кролика. Они не должны быть ощутимо тёплыми, а тем более горячими. В условиях душного транспорта можно влажной тряпочкой их смачивать, ведь именно уши отвечают за температурный баланс всего организма. Можно положить рядом с кроликом бутылку с холодной водой, которую хранили в заблаговременно припасённом холодильнике — термоящике. Однако, ни в коем случае не ставьте клетку под набегающие потоки воздуха или кондиционер.

Дорожная автопоилка.

Обычно кролики в начале поез­дки ве­дут себя спо­койно, ви­димо впа­дают в не­бо­льшой ст­ресс. Ко­нечно, для них всё не­обы­чно, они изу­чают новые ус­ловия, по­сте­пенно ста­раются при­вы­кнуть, ада­пти­ро­ва­ться. Чтобы не до­пус­тить си­ту­ации, когда кро­лик со­всем зам­кнё­тся, или на­обо­рот, будет бить­ся в ис­те­рике, ока­зы­вайте ему знаки вни­ма­ния, ла­ска­йте, раз­го­ва­ри­вайте тихим го­лосом, да­вайте вку­сне­нького. Од­нако это не зна­чит, что все по­пут­чики дол­жны иг­раться с кро­ли­ком, как с плю­ше­вой иг­ру­шкой, кор­мить чем по­пало. Пом­ните, что эти жи­во­тные при­знают лишь одного хо­зяина, ос­та­льных си­льно пу­гаются. В пу­те­шес­тви­ях про­дол­жи­те­ль­нос­тью более 4-х часов не­об­хо­димо под­кор­мить кро­ли­ков в пути, дать им чис­той воды, по во­змо­жности выпустить на свободу или хотя бы приоткрыть крышку (дверцу). При необходимости меняйте подстилку, если не используете гигроскопичные (впитывающие и убирающие запахи) подкладки. В поезде я с согласия попутчиков даю возможность кроликам попрыгать, удостоверившись, чтобы рядом не оказалась такая же гуляющая собака. Вообще по правилам, животных нельзя выпускать из клеток, но часто проводники не возражают, если вы на несколько минут дадите ушастому свободу передвижения.

Постоянно контролируйте своего питомца. Если он находится на верхней полке, то большая вероятность, что он оттуда упадёт, начиная вынюхивать окружающее пространство. А это почти гарантия перелома позвоночника и паралича. Насчёт испражнений вы и сами понимаете. Может произойти порча не только дорожек, но и сидений. По возможности подстелите клеёнку или впитывающую ткань. На длительных остановках я выношу клетку на перрон. В связи с ограниченностью движений, кролик может долго не ходить в туалет даже на улице. Поэтому, если такое происходит, помассируйте ему живот. На непредвиденные случаи берите в дорогу аптечку первой помощи для меньшого брата. Учтите, что не всякое лекарство пропустят в самолёт и на таможне.

Авиаперелёты с кроликами.

В контейнере под креслом и в полной безопасности.

Самолёт, конечно выручит, если вы «присмотрели» каких-то породистых или экзотических кроликов далеко от дома, за тысячи километров, связались с персоналом фермы или заводчиком, всё предварительно уладили. Поездом пришлось бы «пилить и пилить». Это же несколько суток кормить, поить, клетку чистить нужно. Неизбежный запах присутствия животного в замкнутом пространстве — особая проблема. Поверьте, в условиях поезда через сутки начнутся головные боли. А если к тому же кролик захандрит, запоносит? Однако и для организации транспортировки кроликов самолётом придётся попотеть. Лично я не пробовал летать с ушастыми друзьями, зато наслышан от своих коллег о разных неудобствах. Если раньше почти все пользовались одной авиакомпанией «Аэрофлот» и достаточно было знать стандартный набор требований к перевозке животных, то сейчас перевозчиков много и у каждого свои заморочки. Из-за одного не соблюдённого маленького пунктика можно остаться не у дел. Поэтому, если всё же решили лететь, прежде, чем покупать билеты на себя и своих питомцев, обязательно свяжитесь с персоналом компании (зайдите на их сайт) и уточните все тонкости и формальности. Например, далеко не все самолёты возьмут на борт животное, а если возьмут, то определённое количество. Например, тот же Аэрофлот ограничивается всего двумя животными на весь салон, а вес каждого не должен превышать 8 кг. Какие ещё нюансы обязательно нужно уточнить?

  • За сколько суток нужно зарезервировать места?
  • Какие размеры и типы клеток допускаются на лайнер?
  • Какие сопроводительные документы на кроликов иметь с собой?
  • Срок действия этих документов?
  • Какие прививки должны быть сделаны и подтверждены документально?
  • Где будут находиться кролики, в салоне, багажном отделении или спецсалоне?
  • Как оплачивается перевозка животных?
  • Другие особые требования компании-перевозчика.

В самолёт обычную сетчатую клетку, даже оборудованную по всем правилам наземной перевозки, не пропустят. Им подавай особого образца, больше похожую на контейнер с окошком.


Вы наверно уже догадались, что к питомцу при посадке будет приковано огромное внимание, может и поболее, чем к вам лично. Всё-таки не так часто работники при регистрации на рейс сталкиваются с кроликами. Те, кто уже летал, предупреждают о возможных недоразумениях, задержках в оформлении. Например, находят в инструкции пункт о запрете перевозок грызунов, считая, что кролик — он и есть самый главный грызун. Однако достаточно поднять специальный перечень, чтобы убедиться, что наших питомцев в нём нет. Они уже лет 50, как зайцеобразные.

Поэтому прибывать в аэропорт нужно заблаговременно, имея резерв времени. Будьте уверены, что все справки и печати на ушастиков будут проверяться очень тщательно. Требуйте от продавца или в управлении ветеринарии при органах местной власти всё по полной форме, иначе просто не улетите. Скорее всего вам понадобится: ветеринарное свидетельство «Форма 1» (нажмите на картинку для её увеличения), которую вет.клиники выдавать не уполномочены. В документе подтверждается, что кролик признан здоровым и не вывозится из мест с разгулом какой-либо эпидемии. Далее идут отметки об отсутствии глистов, о вакцинации, причём не только от гемки и миксы, а и от бешенства. Гребут всех под одну гребёнку, хотя кролик не может являться источником этой болезни, а только жертвой, например при укусе бешеной собакой или лисой. Особенно требования ужесточаются при пересечении государственных границ, там и форма другая, на английском. Дополнительно могут понадобиться данные о серии вакцины и сроке её годности.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не помещайте клетку с кроликом на багажную полку. Если стюардесса потребует это сделать, предупредите её, что в этом случае компания-перевозчик будет нести всю ответственность за гибель животного. Напомните так же, что домашних питомцев в отделениях для ручной клади ожидает удушье. Практика показывает, что в большинстве случаев погибают даже более адаптированные к таким условиям собаки.

Перевозка по железной дороге.

Самодельный контейнер для транспортировки кролика.

По железной дороге кроликов возят намного чаще, чем самолётами. Всё-таки это более доступно для большинства из нас, намного дешевле, а на расстояния до 500 км выигрыш по времени за счёт ожиданий в аэропортах практически сводится к нулю. Кроме того, племенные заводы, крупные фермы, места проведения выставок, как правило, находятся в зоне досягаемости суточных перевозок. Но радоваться этому факту вряд ли так уж стоит. Здесь вы так же столкнётесь со множеством требований. Может и не таких жёстких, как при авиаперевозках, но весьма ограничивающими ваши свободы выбора. Другими примерами использования железной дороги и автобусного междугороднего сообщения является случай, когда покупатель и продавец по взаимной договорённости переправляют живой товар через проводника вагона и соответственно, водителя автобуса. Не знаю, насколько легитимен этот вариант, но используется он часто, так как экономит кучу денег и времени.

Конечно, кролику не позавидуешь. В тесной коробке он будет ощущать себя замурованным в норе и поэтому будет постоянно пытаться из неё выбраться, грести, что есть силы. По приезду будет обессилен и в состоянии сильного стресса. Так что весьма не гуманно, но способ, повторюсь, очень распространённый.

И, наконец, уж точно запрещённый приём, применяемый некоторыми гражданами, едущими в купе или СВ, это когда в качестве волшебного средства, упрощающего все формальности, используется большая клетчатая сумка, в которую свободно помещается клетка с животными. Кролик — не собака, лаять и выдавать хозяина во время посадки не будет, да и не сможет, даже если захочет. Кстати, такой же приём выручает и при поселении в гостиницу, допустим на ночёвку, в ожидании продолжения путешествия. Заметьте, я не рекомендую нарушать законодательство, а наоборот, предостерегаю от этого. Можно нарваться на солидный штраф. Каюсь, в пригородных поездах я и сам возил кроликов вообще в открытую, без документов. Помещал ушастых в фанерный ящик из-под спичек, крепил его к большой тележке — кравчучке, а в вагоне просто приоткрывал крышку. Да что там кролики, если с ярмарок везут визжащих свиней в мешках, горлопанящих петухов и кудахчущих кур. Наши-то — вообще идеальные пассажиры.

Перевозка по железной дороге согласно закона.

Ну, а как же провезти одного или партию кроликов официально? Тут опять вынужден оговориться о различиях в законодательствах и соответственно правилах перевозки в разных странах. Скажу больше, даже в пределах одного государства изменения происходят так часто, что не уследить. Например, в России раньше можно было перевозить кроликов только, выкупив полностью купе. Затем разрешили с согласия других пассажиров ехать совместно. С прошлого года домашних животных легально перевозят ещё и в плацкартных вагонах и даже в вагонах с местами для сидения (по типу салона самолёта) дальнего следования. Кроме того, в специализированных фирменных поездах часто имеются спец.вагоны для пассажиров с животными. Давайте остановимся на конкретных требованиях и ограничениях при этом.

Вполне понятно, что ну­жен спе­ци­аль­ный кон­тей­нер-кле­тка. До­пу­ска­ются кор­зины, и ящи­ки, но для кро­ли­ков они вряд ли по­до­йдут. Раз­мер не дол­жен пре­вышать 180 см, если при­бавить раз­меры длины, ши­рины и вы­соты. На­при­мер, если дно ящи­ка 80 × 50 см, то вы­сота дол­жна быть не бо­лее 180 — (80 + 50) = 50 см. Во вре­мя дви­же­ния кле­тка дол­жна на­хо­диться в месте для руч­ной клади. Се­рьё­зные ог­рани­чения по ко­ли­че­ству жи­вот­ных, на од­ного пас­са­жира — не бо­лее двух. Вла­де­лец дол­жен по­ка­зать кас­сиру при по­ку­пке би­лета, а при по­са­дке — про­вод­нику ва­гона, до­ку­мен­ты, под­тве­ржда­ющие здо­ро­вье жи­вот­ного, со­блю­дать чи­сто­ту и по­рядок в вагоне. Операционист обязан подобрать подходящий тип вагона. В связи с этим, становится понятным, почему нельзя покупать билеты через интернет, терминалы и посредников. Справку необходимо, так же, как и при авиаперелётах, запрашивать в СББЖ (Станция по борьбе с болезнями животных). Оформлять её необходимо не ранее, чем за 3 дня до поездки.

Для международных поездов, курсирующих по России, Украине и Белоруссии есть послабления. Не может не радовать, что до сих пор, согласно трехстороннему соглашению этих трёх республик, перевозка животных осуществляется по общим правилам. Сюда же входит и Казахстан, как член таможенного союза. Разрешается не выкупать отдельное купе. Оплата производится со штуки или места как за 20 кг багажа с выдачей пассажиру багажной квитанции с надписью на лицевой стороне «багаж на руках пассажира». Вся ответственность за возможную порчу или загрязнение вагона ложится, конечно же, на нас. То есть где-то получится просто убрать грязь и мусор, а где-то заплатить штраф. Сдавать животных в камеру хранения запрещается. Есть и альтернатива перевозки животных при наличии в поезде багажного вагона и при условии отсутствия пересадок.

При поездках в дальнее зарубежье нужно уточнять требования для поездов в каждом направлении. Точные данные можно узнать на веб-сайтах ж/д компаний, посольств и консульств. Ветеринарное свидетельство, о котором я упоминал выше, за границей не действует. Его необходимо на пограничном ветеринарном посту поменять на ветеринарный международный сертификат. Скорее всего заранее понадобится получить спецификацию с указанием породы, пола, ушного номера (а значит проклеймить), веса и возраста. Учтите, что в некоторые страны кролика вообще не разрешат взять или, наоборот, оттуда вывезти. Ограничения могут касаться и каких-то отдельных ценных пород.

Обновлённые правила перевозки мелких животных на ж/д транспорте.

Минтранс РФ утвердил новые правила перевозки животных по железной дороге. Приказ вступил в силу 1 сентября 2021 года и заменил собой правила, утвержденные упраздненным Министерством путей сообщения в 2003 году. Новая редакция будет действовать до 1 сентября 2027 года.

При перевозке животные подразделяются на две категории: мелкие домашние животные, которых разрешено перевозить в пассажирских поездах, и животные, относящиеся к грузам. Не следует путать перевозку животных, приравненных к грузам с перевозкой мелких домашних питомцев (включая кроликов) в специально оборудованных пассажирских вагонах без их хозяев. Этот сервис пока действует в тестовом режиме в некоторых поездах дальнего следования. Об этом читайте в следующем разделе.

Основным же способом перевозки кроликов остаётся путешествие с хозяином. В поездах дальнего следования пребывание мелких домашних (комнатных) животных (не более одного места на один билет и не более двух животных на это место допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади). При этом может взиматься отдельная плата или требуется выкуп всего купе (вагоны повышенной комфортности). Владельцы или сопровождающие питомцев должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в вагоне.

Перевозка в поездах пригородного сообщения по территории Российской Федерации мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц осуществляется без предъявления ветеринарных документов.

Перевозка по железной дороге без хозяина.

Совсем недавно (июль 2018) в России в тестовом режиме запущен сервис перевозки кроликов без сопровождения хозяев. То есть, на одном конце маршрута его принимают в качестве самостоятельного пассажира, на другом конце выдают встречающему лицу. Почему в тестовом режиме? Потому, что сразу же возникнет масса вопросов, которые нужно будет решать в рабочем порядке. Например, не совсем понятно, как будет осуществляться кормление в пути. Этим будет заниматься обычный проводник вагона, в котором специально подготовлено багажное купе. Ему провожающие отдают корма на весь маршрут следования. А если корм сыпучий, видимо придётся его заранее отмерять и расфасовывать по порциям. Предусматривается, что хозяин животного оставит инструкцию, когда и чем нужно покормить животного — путешественника. Но клетки-то открывать запрещается, значит нужно их переоборудовать выдвижными лоточками.

Одним из тринадцати заявленных направлений является сибирское. Значит время в пути будет немалым, несколько суток. Естественно, что под кроликами убирать и менять подстилку никто не будет. Сказано, что об этом должны позаботиться хозяева и подстелить адсорбент, но хватит ли его возможностей? Поскольку в таких купе, в основном, будут перевозиться собаки и кошки, то их громкий лай и мяуканье может привести к стрессовой ситуации для кролика. Повезёт, если соседями окажутся черепахи. Самое печальное, так это отсутствие всяческой ответственности компании-перевозчика за жизнь и здоровье зверей. Предлагается возможные потери возложить на страховщиков. А это — дополнительные расходы из нашего кармана. Пока минимальная стоимость услуги около 10 у.е. С другой стороны, это всё же лучше, чем отправлять своих питомцев, нелегально договариваясь с проводниками, по крайней мере на расстояния, покрываемые менее, чем за сутки. На более длинные расстояния я бы не отправил своих питомцев.


Хочется верить, что данное начинание станет жизнеспособным, а в ходе тестирования будут решены все возникшие проблемы. Тем более, что в мировой практике есть примеры длительных авто и ж/д перевозок. Например, французская компания «Хифарм» возит кроликов по всему СНГ и Украине в оборудованных (даже микроклиматом) фургонах. Что касается железных дорог, то ещё в Советском Союзе существовали спецвагоны для перевозки кроликов. В них размещали обычные деревянные клетки в несколько ярусов, оставляя только проход для обслуживания. Но зато персонал имел большие навыки. Вагон фактически представлял собой ферму на платформе. Там имелся весь необходимый уборочный инвентарь, запасено сено, концентрированные корма и вода в бочках на весь маршрут следования. Проводнику (он же кроликовод высокой квалификации) выдавалось ветеринарное свидетельство на основании проверки животных и готовности вагона. Так что опыт есть, хорошо, если его используют и возродят из небытия старое забытое.

Перевозка автомобильным транспортом.

В салон авто помещается целая ферма.

Сейчас редко встретишь кроликоферму, не имеющую в своём арсенале автомобильного транспорта. Даже на частном подворье он — не диковинка. Для перевозки живого товара его чаще всего и используют. Однако не всегда учитывают специфичность такого груза. Ведь основная задача — не просто доставить племенных кроликов быстро, а чтобы они прибыли к месту назначения без потерь и травм, хорошо сохранившими кондиции, товарный вид. Обычно машины используют для перевозки небольших партий кроликов на средние и дальние расстояния. Подходят, как грузовые авто, так и легковые, оборудованные прицепами, и даже без них. Просто в салоне легковика можно установить заранее подготовленные переносные клетки, закрепить их понадёжнее, позаботиться о микроклимате и предусмотреть защиту от загрязнения продуктами жизнедеятельности животных. При дальних переездах, естественно, нужно обеспечить кроликов полноценным кормлением и водой.

Если перевозятся кролики в фургоне или салоне автомобиля, то важно соблюдать климат-контроль. Духота, жара, запылённость, посторонние запахи (в основном бензина, масел) и отсутствие нормы кислорода — могут сильно навредить животным. Очередной раз приходится напоминать в связи с этим о недопустимости езды с открытыми окнами, ставить клетки под струю кондиционера, под прямые солнечные лучи. Допустимо открыть окна с одной стороны, так, чтобы набегающий поток не попадал прямо на кроликов. Окна оборудуются шторами, особенно это касается заднего стекла легкового автомобиля. Иногда водители забывают, что кролики — скрытные животные по своей природе. Не любят громких звуков. Поэтому лучше не включать во время поездки музыку, а сигналить лишь в случае необходимости предотвращения ДТП.

МНОГИЕ МЕТОДИЧКИ, которые я в своё время читал, рекомендуют крепить клетки прямо к сидениям при помощи ремней безопасности. Но я всё-таки делаю немного иначе. Снимаю задние сидения и размещаю временные клетки в два яруса, закрепляю их специальными стяжками. Кроме того, использую и переднее сидение, подложив под клетку клеёнку. Таким образом, перевозка 10-ти кроликов не представляет трудностей.

Намного больше животных можно переместить с использованием легкового прицепа или грузового автомобиля с кузовом. Кстати, для коротких переездов можно тогда обойтись вообще без клеток. Достаточно немного поработать и подготовить кузов. При необходимости нарастите борта, разгородите площадь на отсеки, чтобы в каждом оказалось до 10 кроликов. На дно нужно уложить толстый слой соломы для амортизации, а сверху натяните сетку или брезент. Иначе кролики повыпрыгивают в пути или на стоянках. Во время движения соблюдайте такую скорость, чтобы тряска была минимальной, старайтесь выбирать участки дороги без выбоин и других неровностей. Имейте в виду, что и резкие повороты вводят кролика в ступор, поскольку, в отличие от нас с вами, он не может заранее спрогнозировать поведение автомобиля.

При поездках на дальние расстояния без клеток не обойтись. Их нужно хорошо закрепить. Вначале клетки располагаются вдоль боковых бортов, вплотную к ним, а затем при наличии места, сдвоенными рядами посередине, чтобы расстояние между клетками было не менее 60 см. Если позволяют борта, то клетки допускается ставить в 2 яруса. В ненастную погоду с осадками, позаботьтесь о том, чтобы клетки не промокали. Достаточно применить тот же брезент или даже обычный толь. В одну клетку, если позволяют размеры, можно поместить несколько кроликов одного пола и примерно равных габаритов, упитанности. Если заметите слишком сильную агрессию, то срочно рассаживайте.

Подпишитесь на еже­неде­ль­ные рас­сылки на­шего сайта:
✦ БРА­ТЕЦ КРО­ЛИК ✦
Акту­аль­ные заме­тки о соде­ржа­нии кро­ли­ков ждут Вас.

ПОДПИСАТЬСЯ

Старайтесь выбрать наиболее под­ходя­щее время для пое­здки. Лучше, если это будет пас­мур­ный день, а время су­ток — ночь или ран­нее утро. Жара в соче­тании с тря­ской может быстро доко­нать кро­ликов. Очень хорошо, если во время дли­тель­ной поездки вы будете пери­оди­чески оста­навли­ваться через каждые пару часов, чтобы про­верить сос­тоя­ние живо­тных. Во время оста­новки, если жарко, нужно их охла­ждать обры­зги­вая водой или с ис­поль­зова­нием других име­ющи­хся воз­мож­нос­тей, скар­мли­вать им соч­ные корма. Они помо­гают быстро вос­стано­вить водный баланс в орга­низме и тем самым обле­гчают поло­жение кро­ликов. Нап­ример, можно пред­ложить кролику кусочек огурца или арбуза.

В обязательном порядке, через каж­дые 4 часа пути следует поко­рмить, причём теми же кор­мами, что и на пре­дыду­щем месте соде­ржа­ния. В зак­рытых кузовах и салонах откры­вайте двери для про­ветри­вания и вен­тиля­ции. При выну­жден­ных дли­тель­ных остановках выбирайте тихие места под деревьями или в тени зданий, лучше у водоёма. В зимний период наоборот, для кроликов вредны морозы и перепады температур, всё те же сквозняки. Особенно это касается домашних кроликов, привыкших к теплу в квартире. Первая же поездка при минусовой температуре может закончиться переохлаждением, а значит нужны меры по обогреву транспортного средства, укутыванию клеток с соблюдением требований по вентиляции.

И наконец, если у вас вообще нет никакого транспортного средства, можно воспользоваться услугами различных компаний, так называемых, зоотакси, специализирующихся на перевозке животных. Главное выбрать надёжного перевозчика, проверить условия перевозки, тщательно изучить договор и проверить доступность цен. Выбор есть и немалый.

Особые случаи перевозки кроликов.

Если ваш кролик серьёзно заболел или получил травму, а ветеринар приехать не может, придётся действовать подобно Магомету, то есть везти пациента самому. Отличие от обычной поездки заключается в особом состоянии кролика. Болезнь сильно ослабляет его организм. Поэтому всё сказанное по поводу вредных факторов должно учитываться в ещё большей степени. Особенно это касается тряски. Травмированного кролика нужно заранее подготовить. Дать ему обезболивающее, успокоительное, обложить мягкой материей или даже поролоном. При подозрении на перелом конечности, обязательно наложите временную шину. В качестве неё можно использовать бытовые предметы, например авторучку или карандаш. Закрепить можно с помощью, как обычного бинта, так и скотчем и даже изолентой. При подозрении на ринит или другое простудное заболевание, нужно соблюдать температурный режим. В холодное время года используйте пластиковые бутылки с тёплой водой, а в тёплое — наоборот — с холодной, завернув их в полотенце. На дно ящика положите тёплую ткань или толстый слой соломы. При перевозке в автомобиле, поддерживайте микроклимат в салоне.

Очень многие кролиководы совершают вояжи с целью сделать массовую вакцинацию своим подопечным. Это не самый лучший вариант, но что поделать, если нет других? Да я и сам раньше возил своих, пока не освоил методику постановки уколов. В подавляющем большинстве привозят молодёжь в возрасте от месяца до полутора. Учитывая это, можно использовать одну большую клетку или даже ящик, у которого вместо крышки используется сетка. Главное настелить побольше соломы или мягкого сена, проконтролировать отсутствие острых предметов, торчащих гвоздей, шурупов, заусенцев. Всё сказанное относится и к случаю покупки молодняка для дальнейшего откорма или для начала самостоятельного дела по разведению.

Транспортировочный картонный короб с вентиляционными отверстиями.

Иногда случаются ситуации, когда есть возможность купить подходящего кролика, а вы к этому специально не готовились. Одного кролика на небольшое расстояние можно доставить в обычном мешке, но только из мешковины. Эта ткань хорошо пропускает воздух. Кролик в стеснённом состоянии ведёт себя спокойно, при необходимости может менять позу. Важно, чтобы не произошло ударений во время движения. Для этого постоянно удерживайте мешок. При езде на велосипеде просто намотайте его верхнюю часть на руль, чтобы не было раскачиваний во время езды.

Предпринимателю, который занимается разведением поголовья для продажи, очевидно, часто придётся возить кроликов на рынок. Для таких поездок нужно предусмотреть удобные клетки, более просторные, чтобы животным в них было комфортно в течение всего базарного дня. Покупатель должен хорошо рассмотреть живой товар со всех сторон, для чего отлично подойдёт клетчатый ящик, оборудованный кормушкой и автопоилкой. В случае ненастной погоды должна быть предусмотрена защита от осадков и сквозняков. Лучше всего подойдёт обычная брезентовая ткань.

Зверёк на ярмарке в ожидании покупателя.

Что делать после прибытия на ферму?

Не откладывая на потом, сразу же осмотрите всех животных. Рассадите по заранее подготовленным клеткам. Немедленно дайте им воды. Новых особей обязательно поместите в карантин для дальнейшего выявления возможных инфекций. Организуйте кормление по возможности тем же самым кормом, что и у предыдущего хозяина. Помните, что в пути кормление не может быть полноценным, животные недоедают, теряют в среднем 3% веса за сутки. Поэтому сразу не давайте им корма до отвала. Это может нарушить процесс пищеварения, раздуть животы. Откорм начинайте постепенно, в течение недели.

Обращайтесь с животными особо заботливо, учитывая, что любая поездка — это сильный стресс, в том числе эмоциональный, способный вызвать неадекватное поведение. Побалуйте каким-то деликатесом. Первые пару дней особенно тщательно контролируйте состояние. Не торопитесь тут же их пускать в случки, дождитесь, пока состояние и поведение вновь не придут в норму, но не ранее, чем через 5 суток. Всегда помните о возможности скрытых болезней у новых жильцов. Ожидайте конца карантинного срока. Все временные клетки, в которых перевозились животные, тщательно просушите, продезинфицируйте, а лучше прожгите, чтобы не было гнили, не образовались очаги вредной микрофлоры.

В заключение хочу пожелать вам всегда удачных поездок со своими питомцами. Буду рад, если в комментариях поделитесь своими впечатлениями от ваших вояжей, о том, какие особенности и возможные препятствия встретились на пути, как вы их преодолели.

Пожалуйста, поделитесь этой статьёй с друзьями по соц.сети:

Пожалуйста, оцените статью. Задайте вопрос, обсудите на форуме.

кн1          кн2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *